Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС по трем режимам.
В режиме повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке осуществляются следующие мероприятия:
- наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах (ПОО) и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования объекта экономики (ПУФ ОЭ) и отраслей экономики в ЧС;
- совершенствование органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
- создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС;
- осуществление целевых видов страхования.
В режиме повышенной готовности при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС осуществляются следующие мероприятия:
- принятие на себя непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложения по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиления наблюдения и контроля за состоянием ОПС, обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и ОПС, обеспечение УФ ОЭ;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение в предполагаемый район ЧС.
В режиме ЧС при возникновении и во время ликвидации последствий:
- выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- определение границ зоны ЧС;
- организация защиты населения;
- организация работ по ПУФ ОЭ и отраслей экономики, обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием ОПС в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих территориях.